Главная - Другое - Сочинение петербургская тема романе ф м достоевского преступление и наказание

Сочинение петербургская тема романе ф м достоевского преступление и наказание

Образ Петербурга в «Преступление и наказание» Достоевского


» Образ Петербурга в романе «» является одним из главных действующих лиц. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги . Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества. Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль.

Достоевского играет очень большую роль.

Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург.

Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…” Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал.

Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство: “.вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.” Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со .

Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя.

Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства. Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как

«на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь»

. В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека.

Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха.

А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин.

Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны. Интерьеры квартир героев романа Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…»

. Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.

Убожество квартиры навевает тоску и уныние.

Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели.

Она

«походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое»

. Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате.

Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга.
Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга.

Убожество, нищета делают их похожими. Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет.

Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом. Влияние величественного города на его обитателей Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной.

Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство.

Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри.

Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города.

Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь. Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти».

Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией.

Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга. Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

В романе «Преступление и наказание» Ф.

М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью.

Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума.

Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова.

Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

«Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой»

.

Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом. По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М.

Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания. Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов.

И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников.

Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу. Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.

Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве.

Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма. В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета.

Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий.

Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру. Читайте также: – характеристика героя из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему.

Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.

Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» тема Петербурга самым тесным образом связана с темой «униженных и оскорбленных».

В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.

Писатель показывает среду обитания «униженных и оскорбленных», за пределы которой они, как правило, не выходят. Убожество городских кварталов тяготит их. Недаром Раскольников не может сдержать гримасы «глубочайшего омерзения», когда выходит на улицу жарким июльским вечером (начало романа).

Петербургская архитектура в «Преступлении и наказании» — также по большей части уродливая, травмирующая психику.

Район Сенной площади — это район доходных домов, трущоб, распивочных и «веселых» заведений. В них нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга. Изображение петербургских зданий в романе довольно однообразно: теснота, мрачные, унылые тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома».

Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей. Особенно подробно Достоевский изображает интерьеры.

Так, комната Раскольникова

«была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»

.

Комната Сони — «большая», но «чрезвычайно низкая», она «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Жилище Мармеладовых представляет собой «беднейшую комнату шагов десять длиной», освещавшуюся огарком свечи.

Тема Петербурга связана с главной темой романа — темой преступления.

Сама атмосфера Петербурга — «катализатор» преступления, его почва. Почти все герои романа — «преступники» в широком смысле этого слова, городская среда словно подталкивает их к тому, чтобы усомниться в справедливости истин, добытых человечеством. Достоевский показывает, что Петербург формирует особый тип личности.

Это город, в котором искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия.

Неслучайно Свидригайлов говорит, что Петербург — «город полусумасшедших». В самом деле, Петербург сыграл особую роль в судьбе Раскольникова. Именно в этом городе он попал под «наваждение» своей теории.

В жизни героя различные реалии Петербурга стали символами.

Это, например, его комната-«шкаф» («там-то в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца»), а также Сенная площадь, трактиры, распивочные, проходные дворы. На зловонных улицах города развернулась философско-психологическая драма героя.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский рисует «внутренний», «психологический» портрет Петербурга, показывает его губительное влияние на души людей. Город в романе передан через восприятие Раскольникова и других героев произведения.

Тем самым подчеркивается его нерасторжимая связь с этими людьми, огромное влияние на их судьбы. Изображая район Сенной площади, писатель создает атмосферу разложения, безумия, духовной гибели, связанной с оторванностью Петербурга от естественных законов человеческого бытия.

Сочинение: Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» (Ф.М.

Достоевский)

  1. Сочинения по литературе

Автор: Самый Зелёный · 04.02.2021 (716 слов) Санкт-Петербург — город мечты для многих жителей планеты. Он всегда ассоциируется с чем-то прекрасным и волшебным. Знаменитыми дворцами Петербурга восхищаются не только жители города, но и туристы.

Однако Фёдор Михайлович Достоевский в своём известном романе «Преступление и наказание» показал величественный Санкт-Петербург совсем с другой стороны. Петербург в произведении Достоевского представляет собой мрачный и душный город, но и в то же время прекрасный в своем угнетающем и подавляющем величии.

Дворцы и парки читатель почти не видит, зато полуподвальная жизнь столицы, ее изнанка видна нам очень хорошо.

Писатель описал в свойственной ему манере бедный квартал, где живёт бедный и несчастный студент. Автор изобразил узкие грязные улочки, гул пьяных криков и брани, грязные желтые стены домов, пыль и духоту городского лета, наполненного смрадом.

Герой буквально задыхается от жары. Как только читатель знакомится с произведением, он сразу же чувствует атмосферу «пыльного города» и тяжесть в груди.

Главный герой романа Раскольников просто изнывает от зноя: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому…» Весьма обычным выглядит появление Раскольникова на улицах города в нищенской одежде. Никто из прохожих не удивляется внешнему виду главного героя.
Никто из прохожих не удивляется внешнему виду главного героя. Ведь это для жителей уже привычно.

Красивые и богатые в это время года пребывают на даче. Все остальные блуждают унылыми тенями или издают пьяные крики. В нищих и грязных кварталах, описанных автором, нет ничего привлекательного, что бы могло порадовать глаз обычного горожанина или туриста.

Санкт-Петербург в представлении Фёдора Достоевского — город, с которым связаны самые трагические события в жизни его героя. Писатель показывает, как герой, измученный такой унылой жизнью, всей душой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, растениях и даже о глотке свежего и чистого воздуха.

Нет ничего удивительного, что Родион впал в мрачное расположение духа и увлекся человеконенавистническими теориями.

Именно в таких нечеловеческих условиях у Раскольникова в голове рождается его теория, основанная на делении людей на «высших» и «низших». По мнению главного героя, лишь «высшие» имеют право преступить через законы нравственности.

А предназначение «низших» состоит лишь в воспроизводстве себе подобных. Только эта идея позволяет герою отделить себя от бедности, которая так его угнетает.

В Петербурге, с которым знакомится читатель на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание», нет места для дружбы, любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Каждый житель города, выйдя из своей квартиры, сразу же видит мрачные серые стены домов, разбитую мостовую и постоянные унылые лица прохожих. Именно такая обстановка, кажется, и толкает людей на убийства, пьянство и предательства.

Ведь здесь никто не может быть счастлив по-настоящему. Санкт-Петербург Достоевского является полной противоположностью привычного города для людей.

Описывая Петербург, писатель хотел показать сущность социального неравенства людей.

На страницах романа автор вдруг вспоминает о пышных садах, чтобы отметить бедность, нищету, зависть и страдания простых жителей Петербурга, которым недоступны его богатства. Очень убого выглядят и интерьеры домов героев произведения. Описывая квартиры, писатель использует преимущественно серый, черный и жёлтый цвета, чтобы подчеркнуть всю боль, грусть и тоску их обитателей.

Квартира Раскольникова представляет собой маленькую каморку, похожую на гроб, где с трудом находится место для стола, дивана и шкафа.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…»

, — так выглядит место, где живёт главный герой.

Под воздействием такой обстановки Раскольников превращается из обычного горожанина в злодея и убийцу. Не менее убого и ничтожно выглядит квартира Сони Мармеладовой:

«Походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое»

.

Девушке приходится снимать жилье уродливой формы, где нет даже необходимой для жизни мебели.

Но особенно ужасно выглядит убранство квартиры бедной семьи Мармеладова.

Его супруга, Катерина Ивановна, которая болеет тяжёлой болезнью — чахоткой, и маленькие дети вынуждены жить в холодной комнате, которая является проходной. Они уже привыкли от безысходности к табачному дыму и пьяным соседям. Раскольников, придя к ним в гости, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной».

Все квартиры и помещения похожи друг на друга своим убогим видом, нищетой.

Они наводят страх и плохие мысли на всех обитателей столицы. В таком городе безысходность заставляет человека пойти в распивочную, напиться за копейки, чтобы хоть на какое-то мгновение отвлечься от всего и излить душу. Можно утверждать, что Санкт-Петербург является не только фоном повествования событий в романе, а полноценным героем произведения.

Петербург в знаменитом романе Фёдора Михайловича Достоевского предстаёт в виде губящей и разрушительной человеческие души силы.

Однако нельзя сказать однозначно, что Петербург в романе является только отрицательным героем.

Ведь писатель изобразил город довольно разнообразным и противоречивым. Автор: Виктория Комарова Метки: 10 классПреступление и наказаниесочинение-рассуждениеФедор Достоевский Читайте также:

Последнее

  1. Новые записи
  1. Краткие содержания Краткое содержание рассказа «Легкое дыхание» по главам (И.А. Бунин) 29 Май, 2021
  2. Краткие содержания Краткое содержание повести «Деревня» по главам (И.А.

    Бунин) 30 Май, 2021

  3. Анализ произведений Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю.

    П. Казаков) 29 Май, 2021

  4. Краткие содержания Краткое содержание рассказа «Солнечный удар» (И.А. Бунин) 30 Май, 2021
  5. Краткие содержания Краткое содержание рассказа «Косцы» (И.А.

    Бунин) 30 Май, 2021

  1. Самый Зелёный написал:
  2. Самый Зелёный написал:
  3. Петруша Гринёв написал:
  4. Самый Зелёный написал:
  5. Марьяна написал:

Архивы

  1. Март 2020
  2. Декабрь 2018
  3. Октябрь 2020
  4. Апрель 2020
  5. Ноябрь 2018
  6. Август 2020
  7. Апрель 2020
  8. Октябрь 2020
  9. Март 2020
  10. Ноябрь 2020
  11. Январь 2020
  12. Февраль 2020
  13. Октябрь 2018
  14. Июнь 2020
  15. Февраль 2021
  16. Сентябрь 2020
  17. Апрель 2021
  18. Январь 2021
  19. Июль 2020
  20. Май 2020
  21. Март 2021
  22. Сентябрь 2020
  23. Июнь 2020
  24. Декабрь 2020
  25. Май 2020
  26. Май 2021
  27. Февраль 2020
  28. Август 2020
  29. Январь 2020
  30. Ноябрь 2020
  31. Декабрь 2020
  32. Июль 2020

Петербург в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Автор: Guru · 17.04.2017 Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Образ Петербурга в «Преступлении и наказании».

Жизнь в Петербурге Достоевского.

Описание Петербурга в цитатах автора Ю. И. Айхенвальд писал: «…романы Достоевского являют зрелище, которому нет равного во всей мировой литературе. Они до такой степени исполнены страдания и недуга, что как-то совестно было бы прилагать к ним чисто эстетическое мерило, хотя он и редкий мастер изобразительности».

Действительно, большинство образов писателя выражают трагедию. Такая трагедия даже в целом городе, таков Петербург в романе «Преступление и наказание».

Петербург в изображении Ф. М. Достоевского – это не блестящий, прекрасный город, это не праздничная столица, где каждый день балы и маскарады. Нет, писатель показывает другой Петербург, народный.

Не тот город, который видит знатный сановник, когда едет в карете на очередное собрание, а тот, который видит рабочий, который несет свои гроши в кабак: «В таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость». На самом деле, обстановка в Петербурге 60-х годов не была благополучной: возрастал уровень преступности, проституции, бедных становилось все больше, был разгул пьянства, ростовщичества.
На самом деле, обстановка в Петербурге 60-х годов не была благополучной: возрастал уровень преступности, проституции, бедных становилось все больше, был разгул пьянства, ростовщичества.

Душные, грязные, узкие улицы, «громадные, теснящие и давящие» дома, распивочные и кабаки – все это давит, практически пригибает к земле. Автор выражает свою позицию относительно Петербурга через Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!

Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем». Даже воздух в столице отравляющий и давящий: «Было часов восемь, солнце заходило.

Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха». Петербург роковым образом повлиял и на главного героя, Родиона Раскольникова. Этот молодой человек от природы честный, чувствительный, справедливый.

И вот он попал из гостеприимного родительского дома в бездушный огромный город и столкнулся с суровой жизнью. Герой снимал комнату в районе Сенной. Вот по такому району Раскольников ходил каждый день:

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины»

.

С отвратительной улицы он приходил в не менее отталкивающее жилище: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; <…> и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».

Разве возможно жить так, разве справедливы такие разрушающие условия?

Герой искал выход из пучины бедности и несправедливости, но запутался, попал под влияние теории об исключительности некоторых людей. Эта теория разрешала убийства «ненужных» людей во благо «нужных».

Убив «ненужную», «вредную» старушку, герой убил часть своей души, чуть не сошел с ума.

Убийство старушки Раскольниковым, пьянство Мармеладова, падение его дочери Сони и многое другое – всему этому фоном служит Петербург «униженных и оскорбленных», который сам порождает преступления своей убийственной атмосферой. Таким образом, Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» раскрыл Петербург с новой стороны – через призму человеческих страданий. Этот Петербург крайне неприятен автору.

Город – образ мирового зла, рушащего лучшее в человеке, и писатель протестует против этого.

Автор: Мария Блинова Метки:

  1. 25.08.2017 Автор: Guru · Published 25.08.2017
  2. 11.01.2018 Автор: Guru · Published 11.01.2018
  3. 24.03.2021 Автор: Guru · Published 24.03.2021

Следите за нами:

  1. 30 Май, 2021
  2. 30 Май, 2021
  3. 30 Май, 2021
  4. 30 Май, 2021
  5. 29 Май, 2021
  1. Анна написал:
  2. Маргарита Гуськова написал:
  3. Ромчик написал:
  4. Анна написал:
  5. Алексей написал:
  1. (82)
  2. (147)
  3. (19)
  4. (17)
  5. (46)
  6. (112)
  7. (69)
  8. (123)
  9. (146)
  10. (70)
  11. (131)
  12. (57)
  13. (15)
  14. (32)
  15. (93)
  16. (5)
  17. (78)
  18. (21)
  19. (24)
  20. (26)
  21. (47)
  22. (119)
  23. (80)
  24. (58)
  25. (32)
  26. (18)
  27. (19)
  28. (201)
  29. (76)
  30. (33)
  31. (79)
  32. (47)
  33. (86)
  34. (65)
  35. (36)
  36. (48)
  37. (20)
  38. (104)
  39. (66)
  40. (172)
  41. (119)
  42. (25)
  43. (45)
  44. (19)
  45. (133)
  46. (46)
  47. (21)
  48. (36)
  49. (130)
  50. (12)
  51. (21)
  52. (40)
  53. (47)

Ещё

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты.

Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова.

Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.

Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как

«на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь»

. В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха.

А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф.

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…»

.

Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние.

Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она

«походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое»

.

Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова.

Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей.

Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью».

Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими. Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет.

Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения.

Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают».

Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри.

Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы.

Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Обсуждения
Ответственность учащихся за ненормативную лексику

Нецензурная брань в школе какая ответственность Содержание...

Комментариев  0
Заявление инвалида об отказе от ипр образец

Заявление об отказе работника, являющегося инвалидом, от...

Комментариев  0
Сколько стоит поставить машину на учет в гаи 2021 березники

Оглавление:Постановка на учёт автомобиля в ГАИ в Березнике в 2021...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top