Главная - Другое - Понятие и категории государственных должностей а также способы из замещения

Понятие и категории государственных должностей а также способы из замещения

Замещение государственных должностей


При комплектовании органов государственной власти кадрами прежде всего следует руководствоваться принципом сочетания качеств кандидата. Решая вопрос о замещении должности, следует учитывать политические, деловые, личные качества кандидата, рассматривать их не изолированно, а в совокупности.

Политические качества можно понимать как преданность Родине, готовность служить общему делу, систему политических взглядов, гражданство. К деловым качествам относятся компетентность, наличие организационных способностей, добросовестность, чувство ответственности за порученное дело, творческие способности.

К деловым качествам относятся компетентность, наличие организационных способностей, добросовестность, чувство ответственности за порученное дело, творческие способности. Среди личных качеств можно выделить моральные (честность, справедливость и др.), физические (состояние здоровья, работоспособность, тренированность, пригодность к работе в особых условиях), коммуникационные (коммуникабельность, доброжелательность, строгость и др.).

Другой принцип кадровой работы — сочетание в аппарате работников, имеющих разные качества (принцип социально-демографической представительности). Государственный аппарат представляет собою сложную систему. В ней должны работать носители разных качеств, что создает более благоприятные условия для повышения его эффективности.

Этот принцип — лишь частное проявление общеуправленческого (кибернетического) принципа СЗ РФ 1995 № 17.’Ст. U55. § 8 необходимого разнообразия (разнообразие в управляющей системе должно соответствовать разнообразию в управляемом объекте). В аппарате публичной власти необходимо рациональное сочетание мужчин и женщин, молодых и опытных работников, людей разных национальностей, темпераментов, окончивших разные учебные заведения, с разными увлечениями, творческих и пунктуальных и т.

д. Принципы подбора кадров для государственной службы нацелены на выявление наиболее способных и добросовестных людей, обеспечение творческой, деловой атмосферы и слаженной работы в интересах народа во всех государственных организациях. В прошлом они часто не применялись на деле. Субъективизм при выборе кандидатов, а то и протекционизм, и даже взяточничество имели место.

К сожалению, подобные явления встречаются и в наши дни.

Мировой исторический опыт свидетельствует о большом многообразии способов замещения государственных должностей (по наследству, в порядке дарения, купли-продажи, насильственного захвата и т. д.). В Советском Союзе использовались четыре организационно-правовых способа замещения должностей в государственных и общественных организациях: зачисление, назначение, конкурс, выборы. В двух первых случаях вопрос, как правило, решался единолично, а в двух последних — коллегиально.

Промежуточное положение занимает процедура назначения на должность коллегиальным органом. По действующему законодательству государственные должности государственной службы замещаются путем назначения. Его осуществляет руководитель органа, где будет работать служащий, либо руководитель вышестоящего органа.
Его осуществляет руководитель органа, где будет работать служащий, либо руководитель вышестоящего органа.

Оформляется оно приказом и контрактом и, если вопрос решается коллегиальным органом — решением (постановлением).

Законодательством предусмотрено несколько вариантов назначения: руководителем самостоятельно; по представлению (президента, председателя правительства, главы администрации, руководителя органа и т.

п.); после или с последующим согласованием; с последующим утверждением; по результатам конкурса. В ст. 21 Закона

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

предусмотрено, что назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется: на государственные должности государственной службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц, 134 Глава 6.

Государственная служба или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов; на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов; на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам конкурса на заме щение вакантной государственной должности.

} Суть конкурса — подбор кандидатов на должности в порядке t делового соперничества специалистов, обеспечивающего равные * условия для всех претендентов.

Важная особенность конкурса — J самовыдвижение.

Лиц, желающих участвовать в нем, не выдви- f гают, они сами должны подать заявление о желании участвовать в ‘ конкурсе и приложить к заявлению необходимые документы.

Для проведения подготовительной работы создается конкурсная комиссия, которая вырабатывает необходимые рекомендации. Кандидатуры обсуждаются гласно, вопросы решаются голосованием.
Организация конкурса на замещение вакантной государствен- <, ной должности довольно полно урегулирована ст. 22 закона «об } основах государственной службы российской> «.2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. 3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на заме- г щение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).
3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на заме- г щение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп). 4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестировать других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.

5. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией.

Конкурс-испытание может включать в себя прохож- § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера) 135 дение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом. 7. Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию в официальных изданиях соответствующего органа по вопросам государственной службы.

8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. 9. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.» § 9. Прохождение государственной службы (служебная карьера) Прохождение — один из аспектов службы, которая, кроме того, включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное обеспечение и др.

В действующем законодательстве под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего. Прохождение — динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, процесс пребывания в должности, его служебная карьера. Основные стадии прохождения службы: 1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттестация и повышение квалификации служащих; 3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических рангов и т.

п; 4) перевод на другую должность; 5) поощрение; 6) привлечение к ответственности; 7) прекращение службы. Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое административное производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу; аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к ответственности). 136 Глава 6. Государственная служба А Поступление (прием) аа государственную службу Первая (начальная) стадия прохождения службы включает такие этапы: а) появление вакантной должности и информирование о приеме, конкурсе, выборах; б) подбор кандидатов на вакантную должность как из числа лиц, впервые поступающих на государственную службу, так и среди государственных служащих; в) принятие решения о приеме на основе одного из существующих организационно-правовых способов назначения на должность (по представлению, по конкурсу и т.

д.); г) вступление в должность. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих.

Лицам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь: 1) для высших и главных государственных должностей — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации; 2) для ведущих и старших государственных должностей — высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным; 3) для младших государственных должностей — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.

Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться законами, а также нормативными актами государственных органов — в отношении служащих этих органов. При поступлении на государственную службу гражданин представляет: 1) личное заявление; 2) документ, удостоверяющий личность; 3) трудовую книжку; § 9 Прохождение государственной службы (служебная карьера) 137 4) документы, подтверждающие профессиональное образование; 5) справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении; 6) медицинское заключение о состоянии здоровья.

Необходимо подчеркнуть, что иные документы, кроме шести названных в п. 4 ст. 21 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», могут быть затребованы при приеме на государственную должность только в случаях, установленных федеральным законом. Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; 3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; 4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или под-контрольностью одного из них другому; 6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 7) отказа от представления сведений об имущественном положении.

Гражданин не может быть принят и находиться на государственной службе в случаях: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; 3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; 4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или под-контрольностью одного из них другому; 6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 7) отказа от представления сведений об имущественном положении. Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке.

В отдельных государственных органах федеральном законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности.

138 Глава 6. Государственная служба В случае установления обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность, он информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность. Назначение на должность производится на неопределенное время или на определенный — не более пяти лет — срок.

Служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». На гражданскую государственную службу лицо поступает на условиях заключаемого с ним трудового договора. Вступление в должность связано с процедурой приема-сдачи дел, с определением рабочего места, представлением коллективу или ряду сотрудников, ознакомлением с правами и обязанностями.

Для гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев.

В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.

Специальным законом может быть установлен более длительный срок испытания. В частности, в ст. 12 Положения о службе в МВД РФ сказано: «Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность».

Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания он может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода — уволен.

Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Со дня замещения должности идет стаж государственной службы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, допол- § 9 Прохождение государственной службы (служебная карьера) 139 нительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию Он включает в себя и время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с законами.12 Читайте также:   Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; ; Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. — 194.61.9.174 (0.009 с.)

6.

Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе

6. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.Правовые основания поступления на службу — это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу являются ст.

32 Конституции РФ и конкретные статьи упоминаемых ранее федеральных законов о службе, предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также Реестры федеральных государственных должностей государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муниципальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражданами. Правовые условия поступления на службу — это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.Порядок поступления на службу — это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответствующей должности.В настоящее время применяются четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и конкурс.Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.Назначение как способ замещения должностей на государственной и муниципальной службе охватывает многие высшие, главные, ведущие, старшие и некоторые младшие государственные и муниципальные должности государственной и муниципальной службы соответственно.Конкурс на замещение вакантной государственной или муниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе.

Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.Выборы как способ замещения государственных и муниципальных должностей применяются достаточно широко.

Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (Президенты республик в составе Российской Федерации, Губернаторы краев и областей), Председателя Государственной Думы и краевой (областной) думы, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, из бранные представительными органами).Характерный признак выборности как способа замещения любых, где бы то ни было, должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т.д.). Отсюда вытекает то, что в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Замещение и способы оценки государственных служащих.

Профессиональный отбор и прием граждан на государственную службу играют значительную роль в практике становления эффективной и жизнеспособной отечественной системы государственного управления. Источники найма персонала на замещение государственной должности Поиск работников для замещения вакантных должностей может осуществляться за счет внутренних ресурсов организации и за счет внешних источников. Внутренний отбор используется для заполнения вакансий за счет работников организации; внешний, -когда для заполнения вакансий привлекаются кандидаты со стороны.

Понятие внутреннего и внешнего отбора, их преимущества и недостатки отражены ранее.

Формирование резерва Кадровый резерв представляет собой специально сформированную на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группу работников, прошедшую специальную подготовку, обладающую необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие государственные должности.

При формировании кадрового резерва важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить надежное выявление наиболее перспективных кандидатов, обладающих качествами, которые обязательны для профессиональной деятельности. Система формирования и подготовки резерва объединяется с системой квалификационного и должностного роста руководителей и специалистов государственной службы и составляет с ней единое целое (18, стр.243). Работа по формированию кадрового резерва обеспечивает: своевременное удовлетворение дополнительной потребности в кадрах государственных служащих; подбор и планомерную подготовку кандидатов на выдвижение; улучшение качественного состава государственных служащих.

Кадровый резерв является одним из основных источников формирования нового поколения государственных служащих. Деловая оценка персонала Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности. Порядок процедуры подготовки и проведения деловой оценки приведен ранее.

«Оценочные листы» заполняются всеми сторонами-оценщиками (коллеги, непосредственное руководство, подчиненные, сотрудники смежных подразделений, имеющие рабочие контакты с оцениваемым сотрудником). Руководитель дает собственное заключение по представленным оценкам и знакомит с ним сотрудника.

Свое заключение и бланки «Оценочных листов» руководитель передает в службу управления персоналом.

В свою очередь, указанная служба должна зачислять в кадровый резерв на выдвижение сотрудников, получивших высшие баллы в течение последних двух-трех плановых оценок.

Вывод: таким образом — отбор персонала — это исторически обусловленная технология поиска граждан, наиболее пригодных для этого вида деятельности. Отбор граждан в сферу государственной и муниципальной службы имеет значительную нагрузку в практике становления эффективной отечественной системы государственного управления. Его содержание выработалось в процессе многовековой практики в работе с персоналом, основывается на нормативно правовых документах и составляют основные принципы функционирования кадровой технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальным на сегодня остается вопрос укрепления кадрового потенциала организаций и государственной службы. Строгое соблюдение правил при приеме на работу, применение прогрессивных способов отбора, обеспечение гласности и открытости при проведении процедур конкурсов позволит справиться с этой задачей.

Существенное укрепление кадрового потенциала государственной службы возможно через реализацию комплекса мер: организационных, управленческих, правовых, образовательных, правовых, материальных и других. В каждой организации должны быть разработаны критерии отбора и условия продвижения на вышестоящие должности.

Соблюдение требований законодательства о государственной службе позволит обеспечить объективную и справедливую оценку претендентов на государственные должности, но при этом необходимо усилить контроль за соблюдением правовых норм, так как на практике очень часто еще имеют место случаи устройства на службу «своих людей», которые не отвечают требованиям должности. Остается актуальным вопрос подготовки специалистов, которые могли бы профессионально заниматься проблемами кадрового обеспечения и в этой связи производится обучение управленческих кадров в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Конституция Российской Федерации. — М.,1993. 2. Федеральный Закон

«Об основах государственной службы Российской Федерации»

от 31.07.95г. № 119 — ФЗ. 3. Вершель В.П. Формирование государственной службы Российской Федерации //Управленческое консультирование.

-1999. — № 1. 4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе.- М: Юристь, 1998. 5. Госслужащие // Служба кадров.- М., 1998.

6. Дятлов В.А., Травин В.В. Основы кадрового менеджмента.

— М. Дело, 1997. 7. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие.

— СПб.: Северо-Запад, 1998. 8. Кадровые службы в России // Служба кадров.

— М- 2000.- № 3. 9. Конкурсный отбор — критерий качества // Служба кадров. — М., 2000. 10. Магура М.И. Основные принципы построения системы отбора кадров// Управление персоналом.-1998. -№11. 11. Малиновский П. Российская государственная служба // Управление персоналом -1999.- №5.

12. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки государственных служащих. — М.: Статус, 1999. 13. Поиск и отбор персонала//Управление персоналом.

— М., 1998. 14. Процедура отбора кандидата // Справочник кадровика. — М, 2002.-№4. 15. Укрепление кадрового состава // Служба кадров. — М., 2000. 16. Управление персоналом: Учебник.

2-е издание / Под ред. Базарова Т.Ю.

-М: ЮНИТИ, 2005. 17.Чиканова Л.

А. Государственные служащие: Комментарии, разъяснения, рекомендации. -М.: Юристъ, 1998. 18. Кишкель Е.Н., Шипунов В.Г.

Основы управленческой деятельности: Учебник.2-е издание.

— М.: Высшая школа, 1999. Приложение 1 ПЛАН ПРОФЕССИОГРАММЫ 1) Общие сведения о профессии: • история развития профессии; • потребность в данной профессии, ее место и значение в народном хозяйстве; • перспективы профессии; • связь рассматриваемой профессии с другими специальностями; • возможность освоения смежных профессий и специальностей; • значение профессиональной квалификации и связи с этим возможности получения высшего образования и среднего специального; • названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес; • разновидность профессии согласно специальности. 2) Описание процесса труда: • Внешнее содержание трудового процесса, производственные здания, результаты труда; • Машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукт (само изделие)труда; • Внутренне содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков; 3) Человек в процессе труда: Роль знаний и моральной подготовки к труду (необходимость стойкого интереса); Особенности состояния здоровья, нужные для работы; Общие психологические качества и способности человека необходимые для этой профессии; • Физические качества, требуемые для данной специальности. 4) Социально — экономические особенности профессии: • содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь); • условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы т.д.) • размеры заработной платы, системы премирования; • социальное обеспечение, жилищно-бытовое обслуживание; • перспективы повышения квалификации работников данной профессии и их образовательного уровня • название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.

Приложение 2 Схема процесса набора и отбора кадров на государственную службу планирование персонала штатное расписание и фонды оплаты Труда анализ работы должностная инструкция организация работы требования, предъявляемые к персоналу Требования набора Поиск внешних кандидатов Поиск внутренних: кандидатов Сбор информации о кандидатах Выбор кандидата «продажа работы» Обсуждение контракта подписание контракта начало работы 3 Рекомендуемые страницы: Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 780; lektsia.com 2007 — 2021 год.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.) |

Поступление на государственную службу и способы замещения должностей

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту).

Прохождение военной службы: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ. Основные административно- правовые категории, касающиеся поступления на государственную службу и ее прохождения приведены в таблице: Понятие «прохождение государственной службы» Поступление на государственную службу и ее прохождение Способы замещения должностей государственной службы Пунктом 5 ст.

12 Закона о системе государственной службы РФ определено, что прохождение государственной службы включает в себя: 1)назначение на должность; 2)присвоение классного чина, дипломатического ранга и специального звания; 3)аттестацию или квалификационный экзамен; 4)другие обстоятельства (события) в соответствии с названным Законом, федеральными законами о видах государственной службы, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами Поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Призыв граждан РФ производится для реализации ими своей обязанности, предусмотренной ст.

59 Конституции РФ. Первый способ – на конкурсной основе.

Второй способ — без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению уполномоченного на то государственного органа или должностного лица Законом о системе государственной службы РФ определены общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту.

Согласно ст. 12 Закона, по контракту вправе поступать граждане России, а на военную службу и иностранные граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту, учитывая специфику службы. Служебный контракт – это соглашение между конкретными представителем нанимателя (РФ, ее субъекта) и конкретным гражданином (иностранным гражданином), поступающим на государственную службу, или государственным служащим, являющимся стороной ранее действовавшего контракта, о замещении должности того или иного вида государственной службы и прохождении службы в определенных условиях. Контракт заключается в письменной форме установленного образца.

Он определяет права, обязанности и ответственность сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину или государственному служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить прохождение государственной службы в соответствии с действующим законодательством, своевременно и в полной мере выплачивать денежное содержание (вознаграждение), а также предоставить ему определенные государственные гарантии.

Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта о прохождении государственной службы и замещение должности государственной службы и государственный служащий при заключении контракта о замещении должности государственной службы соответствующего вида обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке. Правовое значение служебного контракта состоит также в том, что он независимо от способа замещения должности государственной службы, является обязательным приложением к управленческому акту о назначении гражданина (государственного служащего) на конкретную должность.

Условия контрактов, порядок их заключения, а так же основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы. Контракт может заключатся с гражданином на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок после его окончания. Определяется также предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Федеральным законом о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами, учитывая созданные возможности отбора кандидата и другие условия, установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1)­­ на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Конкурс – очень важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки кандидата на основании документов и \ или результатов экзаменов, испытаний. Конкурс может объявляться при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу является несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным при поступлении на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы. До сих пор большинство государственных служащих замещают свои должности в порядке замещения.

Наименование должностей государственной службы, подлежащих замещению, таким образом, а также полномочия должностных лиц (например, Президента, федерального министра) по назначению на эти должности, определены соответствующими нормативно правовыми актами. Бесконкурсное назначение на вакантные должности государственной службы позволяет руководителям различного уровня (представителям нанимателя) более оперативно, чем при проведении конкурсов, и шире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и в межотраслевом и в общефедеральном масштабе, хотя в этом случае меньше гласности и соревновательности кандидатов на должность. Порядок подбора кандидатур для назначения на соответствующую должность государственной службы пока не урегулирован нормативно правовыми актами.

До сих пор появления следует руководствоваться опытом подбора и расстановки кадров, имеющимся у руководителей государственных органов, соответствующих кадровых служб и руководителей структурных подразделений государственных органов. В некоторых государственных органах по этому вопросу имеются ведомственные акты.[14] Подобрать нужного кандидата – дело непростое, особенно когда речь идет о подборе высших должностных лиц.

Для этого приходится тратить немало времени и средств, необходимо иметь обширную и объективную информацию о возможных кандидатах на те или иные должности.

Прежде всего, следует ориентироваться на кадровый резерв.

Кроме того, руководителями государственных органов, их структурных подразделений и кадровыми службами должна постоянно осуществляться работа по выявлению и других кандидатов. Используются различные методы: изучение документов о прежней служебной деятельности кандидата, отчетов, справок, материалов средств массовой информации, отзывов сослуживцев, актов ревизий и инспектирований и т.п. Весьма желательны и личные беседы с кандидатом.

При этом особенно важно определить качества кандидата по результатам его практической работы.

Ведь о людях судят не по словам, а по делам, которые многим очень известны.

Все это в совокупности позволяет составить объективное мнение о кандидате и сделать правильный выбор о его будущем.

Главное здесь – объективность, достаточность информации, непредвзятость, что особенно важно при подборе кандидатов на руководящие должности.

При подборе последних, кроме уточнения справочно-библиографических данных, выявляются способности работать в условиях перехода к рыночной экономике, расширения связей со странами СНГ, умения использовать новые методы управления.

Важно определить и то, как кандидат знает законодательство в соответствующих областях будущей деятельности.

Сейчас в государственном аппарате желательно иметь руководителей – специалистов с высоким уровнем общего развития, а не узкопрофилированных специалистов, хотя и они конечно нужны. Подбирая молодых, перспективных кандидатов, нельзя забывать, что наряду с соответствующим образованием у них должен быть определенный опыт работы по специальности. Такие качества руководителей, как широкий кругозор, должные моральные устои и организаторские специальности, не менее важны, чем знание специфики той или иной сферы государственного управления.

В наше время, когда субъекты Федерации самостоятельно организуют государственную гражданскую службу, важно иметь с ними тесные контакты для выявления кандидатов, которые достойны выдвижения на федеральный уровень государственной гражданской службы.

При подборе кандидатов на должности федеральных органов исполнительной власти должны также соблюдаться требования постановления Правительства РФ от 12 августа 2000г.

«О взаимосвязи Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»

.[15] Постановление предусматривает, что руководители федеральных органов исполнительной власти обязаны согласовать с полномочными представителями в установленном законодательством РФ порядке кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и на иные должности в пределах федеральных округов, если назначение на эти должности осуществляется Президентом, Правительством или федеральными органами исполнительной власти. 2.2 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих Законом о системе государственной службы Российской Федерации определено, что подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации. Такими формами являются: 1. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе 2.

Первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должности, замещаемые сотрудниками правоохранительной службы 3. Профессиональная подготовка кадров в образовательных учреждениях профессионального высшего и среднего профессионального образования 4.

Послевузовское профессиональное образование 5.

Дополнительное профессиональное образование Подготовка граждан к государственной службе заключается в обучении их знаниям, навыкам и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по замещаемым должностям государственной службы. Для формирования кадрового состава государственной службы особо важное значение имеет профессиональная подготовка граждан в образовательных учреждениях профессионального высшего и среднего профессионального образования.

Текущая и перспективная потребность в государственных служащих обусловлена соответствующей структурой государственных органов, степенью и качеством укомплектованности должностей государственной службы, а также возможными изменениями в составе государственных служащих по разным причинам (смерть, замена не соответствующих занимаемым должностям, прекращение государственной службы).

Система образовательных учреждений, которые готовят кадры для замещения должностей гражданской службы, весьма разветвленная. Это и Российская Академия государственной службы при Президенте, и Государственный университет – Высшая школа Экономики, и Академия народного хозяйства при Правительстве, и Финансовая академия при Правительстве, и Государственный университет управления, а также десятки других институтов и университетов различного профиля.

Согласно Закону о государственной гражданской службе РФ заключение договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указом Президента, постановлением Правительства. Система военного образования предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил и других войск в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным или специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Основным элементом системы военного образования в РФ являются военные вузы.

Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ утверждено приказом Министра от 12 марта 2003г.[16] Профессиональные кадры для государственной правоохранительной службы готовят учреждения профессионального высшего и среднего профессионального образования федеральных правоохранительных органов, которые создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством. Типовое положение об образовательном учреждении федерального правоохранительного органа утверждается Правительством.

Порядок организации профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной службы определяется руководителем соответствующего правоохранительного органа. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативно правовыми актами.

Эти виды дополнительного профессионального образования осуществляются в течение всего периода прохождения ими государственной службы. Законом о государственной гражданской службе РФ установлено важное правило: повышение квалификации государственного гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального высшего и среднего профессионального образования, а стажировка непосредственно в государственных органах и иных организациях. Дополнительное профессиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами территории РФ.

Порядок переподготовки и повышения квалификации военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы определен соответствующими нормативными правовыми актами.

Повышение квалификации служащего правоохранительной службы осуществляется не реже одного раза в 3 года.

Вид, форма и продолжительность дополнительного профессионального образования служащего устанавливается руководителем уполномоченного государственного органа в порядке, определяемом Президентом.

Служащему, обучающемуся в образовательных учреждениях по заочной и вечерней формам обучения, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством РФ. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа.

Рекомендации по применению государственного заказа были разработаны учеными Российской академии государственной службы при Президенте совместно с представителями президентских структур и Правительства еще в 1995г. Основой формирования государственного заказа являются заявки заинтересованных федеральных государственных органов.[17] Так, государственный заказ на подготовку кадров для правоохранительной службы на очередной год включает в себя: 1) Заказ, на обучение специалистов по программам среднего и высшего образования в соответствии с квалификационными требованиями по должностям правоохранительной службы; 2) Заказ на профессиональную переподготовку служащих; 3) Заказ на повышение квалификации и стажировку служащих Размещение государственного заказа осуществляется государственным органом, в котором предусмотрена правоохранительная служба, на конкурсной основе в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и соответствующую лицензию, с учетом функций государственного органа и квалификационных требований по замещаемым в нем должностям.

Согласно Закону от 27 июля 2004г.

о государственной гражданской службе[18] размещение государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а так же с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих, включая его реализацию, объем и структуру, утверждается Правительством после вступления в силу Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а государственный заказ субъекта Федерации – законом или иным нормативно правовым актом субъекта Федерации с учетом изложенных выше положений.

Например, государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти на 2005г. был утвержден постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2005г.[19] Контроль за ходом реализации государственного заказа возложен на Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В этом государственном заказе указаны наименования 69 заказчиков (федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств) и определены для каждого из них число государственных служащих, подлежащих обучению по программам профессиональной переподготовки и отдельно по программам повышения квалификации, а также объем средств федерального бюджета, выделяемых на обучение.

Новшеством в системе военного образования является то, что приказом министра обороны РФ от 17 февраля 2004г. утверждено положение о порядке осуществления военным образовательным учреждением профессионального высшего образования Министерства обороны РФ платной деятельности в области образования и других областях.[20] Видами платной деятельности являются: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов; подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня образования.

Обсуждения
Ответственность учащихся за ненормативную лексику

Нецензурная брань в школе какая ответственность Содержание...

Комментариев  0
Заявление инвалида об отказе от ипр образец

Заявление об отказе работника, являющегося инвалидом, от...

Комментариев  0
Сколько стоит поставить машину на учет в гаи 2021 березники

Оглавление:Постановка на учёт автомобиля в ГАИ в Березнике в 2021...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top