Главная - Налоговое право - Когда будут налоги на имущество в 2021 году

Когда будут налоги на имущество в 2021 году

Налог на недвижимость и земельный налог – все, что нужно о них знать на 2021 год


23.12.2020, В России есть несколько налогов на имущество, и некоторые касаются физлиц. Каждый год владельцы квартир, домов и участков должны заплатить в бюджет налоги на недвижимость землю. Учитывая, насколько много людей попадают под эти налоги, их нужно разобрать подробно. Как и в какие сроки из нужно платить?

Что будет, если их своевременно не уплатить? Как рассчитать имущественный налог?

На эти и многие другие вопросы мы ответим в данной статье.Содержание статьи Вся земля кому-то принадлежит, в том числе и физлицам – что требует от них перечислять налог каждый год. Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами.

В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога. Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ.

Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  1. чернобыльцам;
  2. пенсионерам и предпенсионерам;
  3. кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  4. ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  5. всем, у кого есть трое и более детей.
  6. Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  7. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ. Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  1. одному из родителей многодетной семьи.
  2. инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  3. ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  4. чернобыльцам;

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.Причем, данная льгота является дополнительной, она не заменяет льготу в соответствии со статьей 391 НК РФ.

Например, инвалид II группы имеет в собственности земельный участок, расположенный на территории Москвы. Он имеет право на льготу в размере уменьшения налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м.

и на льготу в размере 1 миллион рублей.

Льгота предоставляется автоматически с налогового периода, когда у владельца земли возникло право на льготу. По желанию человек может самостоятельно обратиться в ФНС или МФЦ и написать заявление на оформление льготы, приложив подтверждающие документы. Обратите внимание, что все федеральные льготы предоставляются только на один земельный участок.
Обратите внимание, что все федеральные льготы предоставляются только на один земельный участок.

Если у человека есть несколько земельных участков, то он имеет право направить в ФНС заявление о выборе объекта, к которому будет применяться льгота.

Если такое заявление не будет подано, то в ФНС применят льготы в отношении земельного участка с наибольшей суммой исчисленного налога. В большинстве случаев регионы устанавливают такое же условие для применения местной льготы по земельному налогу (только на 1 объект).

Расчет земельного налога производит налоговая служба, владельцу земли ничего считать не нужно. Ежегодно в адрес налогоплательщика направляется уведомление о сумме налога и сроке уплаты. Но плательщик при желании может самостоятельно рассчитать сумму земельного налога или проверить правильность расчета.

Для этого необходимо:

  • Уменьшить налоговую базу на льготы (при их наличии).
  • Уточнить, относитесь ли вы к льготным категориям плательщиков. Это можно сделать, позвонив в налоговый орган.
  • Рассчитать сумму земельного налога. Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (налоговая база * ставку налога).
  • Определить налоговую базу. Для этого необходимо знать кадастровую стоимость земельного участка. Ее размер можно узнать по выписки из Росреестра (ЕГРН) или через налогоплательщика.
  • Узнать ставку земельного налога в регионе. Для этого можно обратиться в ФНС или уточнить это самостоятельно на основании актуальных региональных нормативных правовых актов.
  • Применить повышающий коэффициент при наличии. Пункты 15, 16 и 17 статьи 396 НК РФ предусматривают обязательное применение повышающих коэффициентов в определенных условиях использования земельного участка. Например, повышающий коэффициент 2 применяется в отношении земля, которая предназначена для индивидуального жилищного строительства, при условии, что с даты государственной регистрации права на земельный участок и до государственной регистрации права на построенную на нем недвижимость прошло более 10 лет.
  • Сравнить с суммой налога в прошлом году. Исчисленную сумму налога необходимо сравнить с суммой налога, исчисленной по этому же земельному участку за прошлый период с учетом коэффициента 1,1. Если за текущий год сумма выходит даже больше, чем прошлогодняя с коэффициентом, то применять нужно именно прошлогоднюю.

Обратите внимание, что сравнение сумм налога не применяется в отношении земельных участков, к которым применяется повышающий коэффициент. Также рассчитать сумму налога можно при помощи на сайте ФНС. Владелец участка должен уплатить налог в бюджет не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

То есть земельный налог за 2020 год необходимо будет уплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

В противном случае на сумму недоплаты будут начисляться пеня.Уплата налога происходит по налоговому уведомлению, в котором указан размер налога на имущество. Если такое уведомление не пришло, то плательщику нужно обратиться в ИФНС – там могут повторно направить уведомление или выдать его лично. А еще узнать размер налога можно через налогоплательщика.

Кроме того, сумму налога можно узнать, имея подтвержденную учетную запись . Еще один имущественный налог, который мы рассмотрим в статье – это налог на имущество.

Налог на имущество – это региональный налог.

Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами. Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ.

Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  1. гараж;
  2. квартира;
  3. иные здания и сооружения.
  4. комната;
  5. дом;
  6. машино-место;

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  1. многодетные родители.
  2. ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  3. Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  4. пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  5. инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  6. кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  7. чернобыльцы;
  8. военнослужащие со стажем работы более 20 лет;

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  1. 20 кв.м, в отношении квартиры;
  2. 50 кв.м. в отношении дома;
  3. 10 кв.м. в отношении комнаты.

Региональные власти имеют право устанавливать дополнительные льготы.

Например, в Москве освобождены от уплаты налога на имущества собственники:

  1. апартаментов, включенных в перечень.
  2. гаражей и машино-мест площадью до 25 кв.м., если объект недвижимости расположен на территории офисного или торгового объекта;

Стоит отметить, что любая льгота по налогу на имущество может применяться к недвижимости, стоимость которой не превышает 300 миллионов рублей. Касательно количества объектов, правило не меняется – если у человека, имеющего право на льготу, есть несколько объектов недвижимости, применить льготу он может только в отношении одного выбранного объекта.

Налог на имущество сам плательщик не рассчитывает, это делает ФНС. Собственник недвижимости только получает уведомление, в котором указана сумма налога и срок ее уплаты в бюджет. Но если он хочет проверить правильность исчисления налога, то ему следует придерживаться следующего алгоритма:

  • Уточнить, имеется ли право на льготу. Данную информацию можно уточнить в местной инспекции ФНС или узнать самостоятельно (на сайте ФНС или по законам и НК РФ).
  • Определить налоговую базу. Для этого необходимо знать кадастровую стоимость недвижимости, узнать которую можно по выписке из Росреестра (ЕГРН) или через налогоплательщика.
  • Рассчитать сумму налога на имущество. Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (налоговая база * ставку налога).
  • Уменьшить налоговую базу на налоговый вычет в зависимости от категории недвижимости (50 кв.м. – дом, 20 кв.м. – квартира, 10 кв.м. – комната, 5 кв.м. (комната или квартира) или 7 кв.м. на каждого ребенка для одного из родителей многодетной семьи). Пример №1. У физлица в собственности находится квартира, площадью 53 кв.м. Налоговая база по налогу на имущество составит 33 кв.м. (53 кв.м. – 20 кв.м.). Пример №2. В собственности у матери с 4 детьми находится часть дома, площадь которой составляет 70 кв.м. Налоговая база в этом случае признается равной 0 (70 кв.м. – 50 кв.м. – 7 кв.м.*4 реб. = -8 кв.м.). То есть налог на имущество не исчисляется.
  • Узнать ставку налога на имущество в регионе. Для этого можно обратиться в ФНС или узнать самостоятельно из актуальных региональных нормативных правовых актов.
  • Уточнить, следует ли применять коэффициенты. Согласно статье 408 НК РФ, в течение первых трех лет в отношении приобретенной недвижимости применяются понижающие коэффициенты в размере 0,2 – в первый год владения недвижимостью, 0,4 – во второй год, 0,6 – в третий год).
  • Уменьшить налоговую базу на льготы (при их наличии).

Если сумма налога исходя из кадастровой стоимости без учета переходных правил оказалась меньше, чем сумма налога, исходя из инвентаризационной стоимости, налог рассчитают без учета переходных правил.

Инвентарную стоимость недвижимости можно уточнить в ФНС или МФЦ. Начиная с четвертого года пользования недвижимостью, налог исчисляется без применения понижающего коэффициента. Оспорить кадастровую стоимость, примененную налоговым органом, можно в случае изменения количественных или качественных характеристик объекта налогообложения, уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при ее определении, технической ошибки, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Также рассчитать сумму налога можно при помощи на сайте ФНС. Срок уплаты налога на имущества – до 1 декабря года, следующего за отчетным.

То есть налог на недвижимость за 2020 год необходимо будет уплатить не позднее 1 декабря 2021 года. Если налогоплательщик не успеет уплатить налог в бюджет до этой даты, то ему будут начисляться пени за каждый день просрочки.Уплата налога происходит по налоговому уведомлению, в котором указан размер налога на имущество. Если уведомление не пришло, то плательщику стоит обратиться в инспекцию ФНС для повторного направления или выдачи налогового уведомления.

Также узнать размер налога можно через налогоплательщика. Также сумму налога можно узнать через подтвержденную учетную запись . Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов.

Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ. Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя. Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда.

Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года.
То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года.

После этого переплату вернуть нельзя.

Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии).

В заявлении обязательно указываются:

  1. ФИО налогоплательщика;
  2. наименование ФНС;
  3. банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
  4. причину и сумму переплаты;

ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления. Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС.

В заявлении обязательно указывается:

  1. номер и дата ошибочного налогового уведомления.
  2. ФИО налогоплательщика и его ИНН;

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога. Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно.

Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

Вам понравилась статья? +6 Расскажите друзьям! 10

Налог на имущество физических лиц в 2021 году будет исчислен исходя из кадастровой стоимости

Дата публикации: 19.06.2020 07:50 Законом Республики Алтай от 24.06.2019 № 43-РЗ установлена единая дата начала применения на территории Республики Алтай порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, которой является 1 января 2020 года. Таким образом, начисление налога на имущество физических лиц за 2020 год, будет осуществляться в 2021 году исходя из кадастровой стоимости.Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.403 НК РФ).Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом понижающих коэффициентов 02, 04, 06 (ст.

408 НК РФ).В целях налогообложения кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида объекта ( — НК РФ):

  1. по жилому дому — 50 кв. м;
  2. по комнате, части квартиры — 10 кв. м.
  3. по квартире, части жилого дома;

Кадастровая стоимость определяется уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (Законы Российской Федерации от 03.07.2016 N 237-ФЗ, от 29.07.1998 N 135-ФЗ и т.д.). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц. Основаниями для пересмотра (оспаривания) результатов определения кадастровой стоимости могут являться:

  1. установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
  2. недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

Оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.

Поделиться:

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Эксперт по налогам юридической компании Taxology 29 Декабря 2020 О значимых для юрлиц налоговых поправках, а также о тенденции неправомерной переквалификации налоговыми органами движимого имущества в недвижимое и неудачных попытках налогоплательщиков оспорить ее, что ведет к существенному увеличению их налоговой нагрузки Любая компания в процессе осуществления деятельности использует имущество: большим производственным предприятиям нужны земельные участки и производственно-складские комплексы, представители среднего и малого бизнеса обычно нуждаются в офисных помещениях и транспортных средствах.

В результате почти все организации уплачивают имущественные налоги: земельный, транспортный и налог на имущество. В этом году были внесены важные изменения в положения Налогового кодекса РФ, регулирующие исчисление и уплату имущественных налогов.

Рассмотрим подробнее нововведения, которые вступят в силу в 2021 г. (Читайте также: и ). В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты. 1. Федеральный закон от 15 апреля 2020 г.

№ 63-ФЗ. Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г.

представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1. С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога.

В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.

2.2 ст. 23 НК РФ). 2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г.

№ 374-ФЗ.

  1. Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  2. В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
  3. Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  4. Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2020 г.

№ 63-ФЗ.

  1. Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).
  2. Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.

2.

Федеральный закон от 29 сентября 2020 г. № 325-ФЗ. Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.

1 ст. 363 НК РФ). 3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ. В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено.

Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней.

Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого. Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации. 1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г.

№ 374-ФЗ.

  1. Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  2. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  3. В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  4. Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно.

В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров. Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2020 г.

положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого. Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно.

Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях.

В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ,

«вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»

2.

Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению.

В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой. Однако налоговые органы в спорах о движимом/недвижимом характере вещей стабильно не хотят руководствоваться принципами, установленными в ст.

130 ГК РФ. Они выявляют у спорных объектов (мостов, дорог, кустовых площадок, технологического оборудования, трубопроводов всех видов и т.д.) все новые и новые косвенные признаки, приближающие даже очевидно движимые вещи к объектам недвижимости.

Налоговые органы приводят в составе доводов в поддержку недвижимого характера объекта аргументы, которые сами по себе никак это не подтверждают с точки зрения положений ГК РФ: указывают на опосредованную связь основных средств с землей через эстакады и постаменты, участие объектов в едином технологическом процессе, применение по отношению к ним неверного кода ОКОФ, капитальный характер сооружений, вхождение спорных объектов в состав других, более крупных, основных средств и проч.

В то же время массово отклоняются непротиворечивые доводы налогоплательщиков о движимом характере принадлежащих им объектов основных средств, позволяющие признать их движимым имуществом на основании ст. 130 ГК РФ. Это доводы об отсутствии регистрации права собственности на спорные объекты в ЕГРН, о наличии справок БТИ, подтверждающих движимый характер имущества, о сборно-разборной конструкции и незначительном размере объектов, возможности их демонтажа и перемещения, разборном характере креплений спорного имущества к другим объектам, на которых оно располагается, о принятии каждого спорного объекта к учету в качестве самостоятельного основного средства в соответствии с ПБУ 6/01.

Казалось, что с принятием Верховным Судом РФ Определения от 12 июля 2020 г. по делу № А05-879/2018 (ЗАО «Лесозавод 25») напряжение вокруг переквалификации движимого имущества в недвижимое должно сойти на нет.

Ведь Суд однозначно указал, что

«определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств»

, а «необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п.

6 ст. 3 Налогового кодекса являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов».

То есть Суд дал понять, что: 1) закрепленные в ст. 130 ГК РФ признаки недвижимого имущества должны быть установлены в отношении каждого отдельного объекта основных средств, а не совокупности объектов; 2) объектом налогообложения по налогу на имущество организаций должен являться самостоятельный объект основных средств, принятый к бухгалтерскому учету в порядке, установленном законодательством; 3) для квалификации имущества как движимого или недвижимого не имеет правового значения факт участия спорных объектов в едином технологическом процессе, осуществление которого без них было бы невозможно. К сожалению, подход ВС РФ не нашел должного отклика в судебной практике.

Сначала в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2020 г. по делу № А29-14394/2018 (АО «Воркутауголь») появилось неоднозначное понимание критерия «ущерба назначению вещи» с упором на причинение ущерба не спорной вещи, а технологическому процессу, в котором она участвует. Затем было вынесено Постановление АС Московского округа от 23 сентября 2020 г.

по делу № А40-317545/2018 (ПАО «МОЭСК»), в котором суд для обоснования недвижимого характера спорного имущества неоднократно использовал как не имеющее отношения к делу понятие единого недвижимого комплекса, так и неприменимый в деле Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 1 августа 2007 г.

№ 295

«О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса»

.

В начале октября Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел дело № А40-95182/20 (ООО «Газпромнефть-Хантос») по вопросу переквалификации движимого имущества, кустов скважин, в недвижимое в целях применения льготы в порядке п. 25 ст. 381 НК РФ. Суд ошибочно приравнял объекты, квалифицированные по ОКОФ в качестве сооружений, к недвижимому имуществу без достаточных на то оснований.

На это дело стоит обратить особое внимание, поскольку в нем суд предложил неоднозначную трактовку позиции ВС РФ по делу ЗАО «Лесозавод 25».

В частности, по мнению суда, ВС РФ дал однозначные указания о том, что объекты, квалифицированные в качестве оборудования, по общему правилу, необходимо относить к движимому имуществу, а объекты, квалифицированные в качестве сооружений, – к недвижимому. В результате, установив, что согласно ОС-1 налогоплательщик присвоил спорным объектам коды ОКОФ, относящиеся к разделу «Сооружения», суд в удовлетворении его требований отказал, считая при этом, что его позиция полностью согласуется с позицией Верховного Суда. Между строк читается явная судебная ошибка.

В указанном определении ВС РФ, вопреки мнению суда, подобная «презумпция» отсутствует. Судебный акт не содержит прямого указания на то, что объекты ОС, классифицированные в качестве сооружений по ОКОФ, безусловно являются объектами недвижимости.

ВС РФ, анализируя правовую природу спорного имущества, не фокусировал свое внимание только лишь на положениях классификации ОКОФ, не давал комплексную оценку какому-либо спорному имуществу, входящему согласно ОКОФ именно в раздел «Сооружения», а, напротив, без привязки к конкретным разделам ОКОФ указал, что необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету. Поэтому анализ спорного имущества при определении его движимого/недвижимого характера должен производиться не только через призму ОКОФ, но и с учетом норм гражданского законодательства, в том числе положений ст.

130 ГК РФ. По результатам проведения подобного анализа становится ясно, что наличие кода ОКОФ, отнесенного к разделу «Сооружения», не может служить безусловным основанием для квалификации спорных объектов в качестве недвижимого имущества, если отсутствуют доказательства наличия у них предусмотренных ст. 130 ГК РФ признаков: прочной связи с землей и невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

На этом неудачные попытки налогоплательщиков оспорить неправомерную переквалификацию движимого имущества в недвижимое не закончились. 26 июля 2020 г. Девятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (дело № А40-318087/2019).

Суд использовал «классические» доводы о капитальном характере трубопроводов, вхождении их в единый технологический процесс, уникальности трубопроводов как объекта строительства и невозможности их перемещения в пространстве со ссылкой на упомянутое определение ВС РФ. Кроме того, как и в деле ООО «Газпромнефть-Хантос», суд указал, что приведенные в этом определении выводы «подтверждают, что в целях налогообложения налогом на имущество организаций спорные объекты, являющиеся сооружениями, подлежат квалификации именно в качестве недвижимого имущества». Вереница подобных дел демонстрирует усилившиеся в последние месяцы негативные тенденции в вопросах налогообложения «движимой недвижимости».

Ее разбавляют лишь единичные успехи налогоплательщиков. Например, в деле № А05П-703/2019 (ООО «Совместная компания “РУСВЬЕТПЕТРО”») Арбитражный суд Архангельской области признал движимым имуществом высоковольтные линии электропередачи, автомобильные дороги, площадки кустов, воздушные линии и трубопроводы.

Поэтому открытым остается вопрос о том, как проводить классификацию движимого и недвижимого имущества, какие критерии для этого избрать. Законодатель, выводя движимое имущество из-под налогообложения, не установил в НК РФ такие критерии, а те, что указаны в ст.

130 ГК РФ, в судебной практике почти не работают. В судебных тяжбах позиции налоговых органов и налогоплательщиков чаще подкрепляются выводами строительной экспертизы, о неприменимости которых при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого ВС РФ в своем определении высказался однозначно: необходимость взимания налога не должна зависеть от оценочных суждений экспертов.

Правоприменители оказались в интеллектуальном тупике.

Об этом свидетельствуют и необычные законодательные инициативы. Например, показателен , в котором предлагается признать движимым имуществом кабели связи вне зависимости от места их размещения и способа прокладки.

Наблюдается очевидный парадокс: налогоплательщиков волнует судьба их движимого имущества, они ищут пути для верной и понятной квалификации принадлежащих им объектов основных средств, будь то в судебном порядке или через законодательные инициативы, в то время как законодатель, судя по объему текущих поправок в гл. 30 НК РФ, предпочитает оставаться в стороне от разрешения проблемы. В таких обстоятельствах остается неясным, нужно ли сохранять в НК РФ спорную льготу в отношении движимого имущества или же лучше выбрать альтернативный вариант: «стабильность» в условиях «без льгот», но с умеренной ставкой налога.

Компромисс может устроить как государство, так и налогоплательщиков, которые устали от неопределенности обложения налогом «движимой недвижимости».

Однако пока позитивные веяния в этой сфере разглядеть сложно. Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера.

Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые. Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации.

Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.

1 Письмо ФНС России от 31 октября 2020 г. № БС-4-21/[email protected]

«Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу»

. 2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г.

№ 25

«О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ»

.

Инструкция: что делать, если после домашнего потопа имущество уже не спасти?

Штраф до 1 млн руб. придется уплатить работодателю, если он не уволил иностранного работника спустя месяц после истечения срока действия патента Государство поможет открыть свое дело, если нет ни дохода, ни собственных накоплений. Но государственные деньги нужно будет тратить аккуратно и добросовестно, чтобы не лишили свободы

Налог с продажи квартиры — 2021: инструкция по НДФЛ

— При продаже недвижимости, полученной в порядке наследования, предусмотрено, что физические лица обязаны уплачивать налог с продажи имущества, находящегося в их собственности.

К объектам, подлежащим налогообложению, относится в том числе недвижимость. При этом предусмотрено, что граждане освобождаются от уплаты налога на недвижимое имущество в случае, если соответствующий объект находился в их собственности в течение минимального предельного срока, который на текущую дату составляет три года. В письме Министерства финансов от 30 июля 2020 года разъясняется, что для наследников данный срок начинается с даты оформления их прав в ЕГРН (на основании свидетельства о праве на наследство) независимо от того, в течение какого срока недвижимое имущество находилось до этого во владении наследодателя.

Также, согласно ст. 220 НК РФ, при продаже имущества после 1 января 2020 года граждане вправе получить налоговый вычет, исходя из сумм документально подтвержденных расходов на покупку недвижимости, но не более 1 млн руб. Для наследников имеется нюанс: налоговый вычет можно получить с расходов, понесенных наследодателем при приобретении недвижимости, если сам наследодатель при жизни самостоятельно не воспользовался таким правом.

Читайте также: При продаже квартиры, полученной в порядке наследства и обремененной ипотекой, можно получить налоговый вычет, исходя из расходов, понесенных на погашение ипотечного кредита (согласно письму Министерства финансов от 2 августа 2020 года ). Аналогичные правила распространяются и на случаи, когда недвижимость была получена в дар.

Необходимо, однако, учитывать, что НДФЛ при продаже полученной в дар недвижимости не подлежит уплате в случае, если она была подарена членом семьи (в соответствии с Семейным кодексом, к ним относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (то есть имеющие общих отца или мать) братья и сестры).

Читайте также: Также следует рассмотреть ситуации, когда наследникам переходит в дар (в порядке наследования) не все недвижимое имущество, а его доля, и впоследствии данные лица приобретают оставшуюся часть недвижимости по договору купли-продажи. Здесь необходимо учитывать, что минимальный предельный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ в случае, если такая недвижимость приобретена по возмездному договору, составляет не три года, а пять лет.

Следовательно, если наследником часть квартиры была получена по наследству, а часть — по договору купли-продажи и с даты регистрации в ЕГРН права на всю квартиру прошло менее пяти лет, такое лицо должно уплатить НДФЛ соразмерно доле, приобретенной по договору купли-продажи.

Обсуждения
Ответственность учащихся за ненормативную лексику

Нецензурная брань в школе какая ответственность Содержание...

Комментариев  0
Заявление инвалида об отказе от ипр образец

Заявление об отказе работника, являющегося инвалидом, от...

Комментариев  0
Сколько стоит поставить машину на учет в гаи 2021 березники

Оглавление:Постановка на учёт автомобиля в ГАИ в Березнике в 2021...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top