Главная - Трудовое право - Какой процент рабочих мест должен быть аттестован для оценки вредных

Какой процент рабочих мест должен быть аттестован для оценки вредных

Какой процент рабочих мест должен быть аттестован для оценки вредных

Аттестация рабочих мест

Версия для слабовидящих РОСТРУД (495) 343-95-98Горячая линия 115582, Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3

23.08.2014 на предприятии является обязательным мероприятием, которое должно проводиться не реже, чем раз в 5 лет.

Отказ от проведения аттестации влечет за собой широкий спектр санкций, начиная от выдачи предписаний, заканчивая остановкой производственных процессов и привлечением руководителя организации и других должностных лиц к ответственности в соответствии с административным кодексом РФ. При повторном нарушении требований Трудового кодекса обозначенные лица могут быть наказаны штрафом в размере до 10 минимальных заработных плат.
При повторном нарушении требований Трудового кодекса обозначенные лица могут быть наказаны штрафом в размере до 10 минимальных заработных плат.

предполагает комплексный анализ трудовых условий, включающий инструментальную ( и ) и экспертную оценку (тяжесть и напряженность работы), по результатам которой определяется профессиональный риск работников на каждом конкретном месте.

изложен в приказе Министерства Здравоохранения и Социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации».

Перед непосредственным проведением аттестации формируется список рабочих мест подлежащих аттестации. Определяется перечень опасных и вредных производственных факторов на этих рабочих местах.

Затем проводится аттестация рабочих мест.

В ходе аттестации в обязательном порядке оцениваются вредные и опасные факторы, определяется напряженность и тяжесть труда, оценивается инструмент и оборудование на соответствие нормам безопасности, оценивается обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

По итогам аттестации предприятие получает пакет документов. В который входит, в том числе, оценка степени трамвоопасности каждого конкретного рабочего места. Документы показывают реальное состояние условий труда на рабочих местах, устанавливают нормы компенсаций за работу во вредных условиях данного предприятия, а так же позволяют скорректировать нормативные документы предприятия, относящиеся к технике безопасности.

Порядок исполнения аттестации по условиям труда включает

  1. обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и их соответствие фактическому воздействию вредных или опасных факторов;
  2. степень информированности работников о мероприятиях и средствах обеспечения охраны труда.
  3. безопасность применяемого в рамках трудового процесса оборудования, инструментария и материалов;

1. Какие преимущества получает организация, прошедшая аттестацию рабочих мест по условиям труда? Ответ: С 1 января 2012 года работодатель обязан сообщать в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах.

Такое дополнение сделано в подпункте 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

. Согласно пункту 3 статьи 22 указанного Закона порядок представления данных сведений включен в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 года № 524

«Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

.

Уточнен пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, которым регулируется порядок расчета страховых взносов на травматизм. Взносы уплачиваются исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемой Фондом социального страхования Российской Федерации.

С 1 января 2012 г. размер скидки или надбавки определяется по итогам работы страхователя за три года. В этой связи, при расчете должны учитываться в том числе результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотров. Напомним, что ранее размер скидки или надбавки на текущий год рассчитывался на основании данных работодателя за предшествующий год (п.
Напомним, что ранее размер скидки или надбавки на текущий год рассчитывался на основании данных работодателя за предшествующий год (п.

2 Порядка, утвержденного Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 марта 2002 года № 32). Это, по мнению законодателей, не позволяло в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда. Кроме того, в соответствии с дополнением, внесенным в абзац 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ, работодатель не вправе получить скидку к страховому тарифу, если в организации были случаи со смертельным исходом.

Детализация предоставления страхователям скидок и надбавок содержится в Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 1 августа 2012 года № 39н. 2. Что должен делать работодатель, если в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда выявляются неблагоприятные условия труда? Ответ: В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г.

№ 342н

«Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

. Согласно пункту 2 Порядка аттестация рабочих мест проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:

  1. для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
  2. в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  3. для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  4. для применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
  5. для подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
  6. для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  7. для приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Соответственно, если работодателем проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой не выявлено наличие вредных и опасных производственных факторов, работодатель вправе не предоставлять работнику сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда.

В соответствии с седьмым абзацем пункта 44 Порядка по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

В соответствии с седьмым абзацем пункта 44 Порядка по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю. 3. Какие нарушения чаще всего допускают работодатели в процессе оценки вредных и опасных факторов на предприятии и какие негативные факторы лидируют по результатам проведенных аттестаций?

Ответ: Базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Согласно части 1 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г.

№ 342н (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка установлены требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации рабочих мест.

по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В соответствии с пунктом 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

  1. оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  2. оценку травмоопасности рабочих мест;
  3. комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
  4. оценку обеспеченности работников СИЗ;

Согласно пункту 4 Порядка аттестации рабочих мест подлежат все рабочие места работодателя.

Кроме того, аттестация рабочих мест по условиям труда осуществляется организациями, прошедшими аккредитацию, правила проведения которой утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 года № 205н (далее – Приказ). В соответствии с пунктом 3 указанного Приказа с 1 декабря 2010 года оказание услуг в области охраны труда организациями, не прошедшими аккредитацию, не допускается. В случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Условия труда классифицируются согласно критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

Критерии и классификация условий труда». Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные, опасные.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Под вредным производственным фактором понимается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (части 2, 3, 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья; 2-я степень 3-го класса — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более); 3-я степень 3-го класса — условия труда характеризуются такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности; 4-я степень 3-го класса — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Вредный фактор рабочей среды — фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредными факторами могут быть: 1.

Физические факторы:

  1. вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
  2. электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы.
  3. • ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук;
  4. электромагнитные излучения радиочастотного диапазона; широкополосные электромагнитные импульсы;
  5. электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);
  6. освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);
  7. температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
  8. неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);
  9. электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

2.

Химические факторы:

  1. химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа.

3.

Биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний.

4. Факторы трудового процесса:

  1. тяжесть труда;
  2. напряженность труда.
  1. Поделиться

Роструд в социальных сетях Наши приложения Нашли Ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter © 2021 Единый портал Федеральной службы по труду и занятости Х Обычный Крупный Очень крупный A A x1 x2 x3

Аттестации рабочих мест по условиям труда: правила и порядок проведения, основные документы

Аттестация рабочих мест по условиям труда – обязательная процедура на всей территории Российской Федерации, поэтому время от времени кадровикам и руководству компании приходится вплотную заниматься этим процессом.

Для того, чтобы провести аттестацию верно, нужно владеть информацией.

Статья Ольги Минченко подробно рассказывает о том, какими правилами нужно руководствоваться, в какой последовательности организовать процесс аттестации, какие документы потребуются. Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время является обязательной процедурой для всех рабочих мест на территории Российской Федерации.

Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой работодателем, с привлечением на платной основе специализированной аккредитованной организации. Максимальная периодичность проведения аттестации рабочего места установлена законодательно и составляет 5 лет.

Необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда закреплена в ст. 209, Глава 33, Раздел 5, Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).Трудовой Кодекс определяет аттестацию как оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и предписывает установление порядка ее проведения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Порядок проведения аттестации закреплен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и в настоящее время претерпевает изменения. Ранее действовавшая редакция приказа (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») утратила силу в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».Новая редакция приказа, устанавливающая порядок оказания государственной услуги, вступила в силу с 1 сентября 2011 г. Его эффективность пока сложно оценить из-за сравнительно небольшого срока, прошедшего с момента его внедрения.

Существует так же ряд документов, не относящихся напрямую к регулированию предоставления услуги аттестации.

Однако они важны с точки зрения требований, предъявляемых при проведении аттестации и особенностей использования результатов аттестации. При проведении аттестации рабочих мест в качестве основополагающих документов используются:

  1. СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
  2. Руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»
  3. ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
  4. СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)»
  5. СанПиН 2.6.1.1202-03 «Гигиенические требования к использованию закрытых радионуклидных источников ионизирующего излучения при геофизических работах на буровых скважинах»
  6. СанПиН 2.2.4.1329-03 «Требования по защите персонала от воздействия импульсных электромагнитных полей»
  7. ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» (утв. постановлением Госстандата СССР от 27 октября 1989 г. N 3222)
  8. СанПиН 2.2 4.1294 03 «Санитарно-гигиенические нормы допустимых уровней ионизации воздуха»
  9. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.), Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., N 16530)

Анализ сведений о проведенной аттестации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации. Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах аттестации рабочих мест регулируется Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г.

N 166

«Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»

Аккредитация организаций, привлекаемых работодателем к проведению аттестации, проводится Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Аккредитация организации осуществляется в уведомительном порядке и одним из ее принципов, закрепленных Приказом, является недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий к аккредитации.

Однако Минздравсоцразвития России наделено правом отказа во внесении в реестр аккредитованных организаций по широкому перечню оснований. Для организаций, предполагающих проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, требуется предоставление широкого спектра различных видов сведений о деятельности организации, среди которых сведения о наличии соответствующих специалистов аттестующей организации, их образовании и стаже практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сведения о наличии руководства по качеству измерительных и оценочных работ, сведения об аккредитованной испытательной лаборатории аттестующей организации, осуществляющей измерительные и оценочные работы.

В случае, если представлен не полный комплект документов, требуемые сведения представлены не в полном объеме или параметры организации не соответствуют требованиям, установленным Правилами аккредитации, организации может быть отказано в аккредитации. Согласно результатам обследования НИУ ВШЭ, проведенного в 2011 году, на 1 ноября 2011 года в России, было аккредитовано около 600-700 организаций.

Таким, образом, в среднем в каждом субъекте Российской Федерации функционируют по 8 организаций, аккредитованных на право проведения аттестации рабочих мест. Вместе с тем, в крупных регионах (Москва, Санкт-Петербург и др.) количество организаций существенно больше среднего по стране.

В то же время в других регионах ощущается дефицит аккредитованных организаций. Аккредитация организаций, имеющая своей целью повышение качества оказываемых услуг посредством установления минимальных требований к организациям, оказывающим услуги аттестации по факту приводит лишь к искусственному ограничению конкуренции на рынке оказания услуг аттестации, а в отдельных приводит к монополизации рынка.

Эти факторы безусловно оказывают влияние на цену оказываемых услуг, и ведет к дополнительным издержкам получателей услуг. В то же время отсутствие понятных механизмов ответственности организаций, оказывающих услуги аттестации, не позволяет достигать первоначальной цели – улучшения качества условий труда.Предусмотренные законодательством санкции в случае нарушения правил аттестации Ответственность за проведение аттестации несет руководитель организации (работодателя).

Согласно Федеральному закону от 30.03.99 N 52-ФЗ

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

предусмотрена административная ответственность руководителей, а также самого юридического лица за невыполнение требований к условиям труда (п.4 ст.55 закона).

Штраф — от 20 до 30 минимальных зарплат для руководителя и от 200 до 300 минимальных зарплат для организации. В статье 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях Российской Федерации за непроведение аттестации предусматривается ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда:

  1. нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
  2. нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (в редакции Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Ответственность организаций, оказывающих услуги аттестации, не имеет законодательного закрепления. Взаимодействие работодателя и данной организации происходит в рамках гражданско-правового договора оказания услуг.

При этом, в случае, если государственные органы в последствии выявляют и работодателя нарушения (не выявленные привлеченной организацией в ходе проведения аттестации) ответственность в полной мере ложится на работодателя.Необходимые документы В рамках услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда нельзя однозначно выделить перечень документов, требуемых от заявителя. Целесообразно представить несколько перечней документов, необходимых работодателю (заявителю) для проведения аттестации на разных этапах, а так же перечень документов, принимаемых аттестационной комиссией по итогам аттестации.

Анализ данных, предоставленных компаниями-получателями услуги, а также нормативной базы, регламентирующей процедуру аттестации рабочих мест, позволяет выделить ряд основных документов, необходимых для получения услуги. Для начала проведения аттестации работодатель должен иметь:

  1. приказ работодателя о создании аттестационной комиссии с утвержденным составом аттестационной комиссии;
  2. график проведения работ по аттестации, утвержденный приказом работодателя;
  3. договор между работодателем и аттестующей организацией (аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация).

В процессе проведения аттестации работодатель должен предъявить представителю аттестующей организации документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация (перечень необходимых документов в Порядке проведения аттестации рабочих мест не установлен) В процессе работы аттестационная комиссия формирует отчет об аттестации, включающий:

  1. карты аттестации рабочего места по условиям труда,
  2. сводную таблицу классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,
  3. предписания должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
  4. заключения по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  5. перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда
  6. сведения об аттестующей организации,
  7. план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
  8. протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  9. сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
  10. протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда
  11. приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

По итогам проведения аттестации работодатель принимает Приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

Кроме того по итогам проведения аттестации работодатель должен передать в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации:

  1. сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  2. сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Согласно действующим нормам законодательства аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Законом установлена периодичность проведения аттестации любых рабочих мест – не более 5 лет, для вновь созданных рабочих мест срок проведения аттестации не должен превышать 60 дней.

Процедура проведения аттестации регулируется Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Аттестация может проводиться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициирующим фактором процедуры плановой аттестации является наступление срока проведения аттестации, установленного работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет.

При наступлении данного срока работодатель обращается аккредитованную аттестующую организацию и заключает с ней гражданско-правовой договор на оказание услуг, после чего работодателем создается аттестационная комиссия во главе с представителем работодателя и включающая специалиста, осуществляющего функции по охране труда, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации и представителей выбранной аттестующей организации.

Информация об аккредитации содержится в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, размещенном на сайте http://rao.rosminzdrav.ru/.

Сведения на этот сайт поступают в течение десяти дней с момента вынесения решения об аккредитации аттестующей организации. Состав комиссии и ее график работы утверждаются приказом работодателя. Аттестация включает в себя проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативам охраны труда по трем направления:

  1. на обеспеченность работниками специальной обувью, одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
  2. на соответствие условий труда гигиеническим нормативам;
  3. на травомоопасность рабочих мест;

Очередность оценки проводится в том же порядке, в котором они перечислены выше.

Данная норма установлена Порядком. По каждому из перечисленных направлений оценку осуществляют представители аттестующей организации путем инструментальных измерений и оценок уровня факторов производственной среды, а так же анализа документации. Требования, проверяемые в рамках аттестации рабочих мест, установлены в различных санитарных и гигиенических правилах, утвержденных Роспотребнадзором.

Например, измерение уровней факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005).

Данное Руководство применяется с целью:

  1. анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
  2. контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;
  3. расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.
  4. аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
  5. установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
  6. создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
  7. составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

Исходя из степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Для каждого класса устанавливаются химические, биологические показатели, требования к шуму и микроклимату.

Поэтому в зависимости от типа производства (химическое предприятие, офис и пр.) устанавливаются различные показатели.

Существует набор параметров, измеряемых на всех без исключения рабочих местах (например, температура воздуха, влажность и пр.), а так же перечень параметров, измеряемых на специфических производствах (например, химические производства).

В этой связи объем работ, проводимых аккредитованной организацией в рамках аттестации рабочих мест, различен. Поэтому для каждой категории рабочих мест устанавливаются различные расценки оказания услуг по аттестации. На основе проведенных оценок специалисты аттестующей организации определяют класс (подкласс) условий труда по гигиеническим нормативами травмоопасности, а так же обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.

В отношении проверки ряда параметров существует дублирование с функциями Роспотребнадзора. Например, в рамках аттестации рабочих мест по условиям труда по оценке гигиенических параметров производится замер температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте.

Эти замеры для каждого рабочего места необходимо производить согласно по СанПиН 2.2.4.548-96. В то же время данные параметры микроклимата могут проверяться территориальными органами Роспотребнадзора при проведении плановых и внеплановых проверок.

По итогам оценки всех направлений проводится комплексная оценка состоянии условий труда на рабочем месте. При соответствии положительной оценке всех трех факторов условий труда (рабочие места соответствуют гигиеническим нормативам, нетравмоопасны и все работники обеспечены СИЗ) рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда

«соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда»

.

При выявлении несоответствия условий труда требованиям по одному из факторов рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда

«не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда»

.

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации.

По окончании аттестации работодатель издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации и знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. По результатам аттестации работодатель разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

После проведения аттестации (в течение 10 дней) работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест по условиям труда от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест.

В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

  1. использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  2. использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; как правило, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
  3. работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  4. профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  5. одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.

Сроки проведения аттестации рабочих мест в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно подлежать аттестации не реже одного раза в пять лет.

По результатам проведения аттестации рабочих мест аккредитованная организация осуществляет следующие процедуры:

  1. подготовку плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
  2. подготовку сводной ведомости рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труд;
  3. подготовку карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  4. подготовку ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда;

Об авторе: Родилась в 1986 году в городе Пскове. В 2008 году закончила факультет государственного и муниципального управления Высшей школы экономики.

С 2006 года по настоящее время работает научным сотрудником в Институте государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.

Специализируется на вопросах оказания государственных услуг на федеральном и региональном уровне и государственной службе. За последние годы принимала участие более чем в 20 научных проектах совместно с Администрацией Президента РФ, Министерством экономического развития РФ, а так же с органами исполнительной власти города Москвы.Список использованных источников:

  • Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 апреля 2010 года № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 25 августа 2008 г. N 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 569»
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

___________________ 1. Согласно п. 6, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г.

N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Обсуждения
Ответственность учащихся за ненормативную лексику

Нецензурная брань в школе какая ответственность Содержание...

Комментариев  0
Заявление инвалида об отказе от ипр образец

Заявление об отказе работника, являющегося инвалидом, от...

Комментариев  0
Сколько стоит поставить машину на учет в гаи 2021 березники

Оглавление:Постановка на учёт автомобиля в ГАИ в Березнике в 2021...

Комментариев  0

Консультация юриста

Информация

top